Трансляция официального блога Марии Арбатовой в Гайдпарке

Замечательный троллейбус
arbatovagidepar
Оригинал взят у a_dedushkin в Замечательный троллейбус
32052 Улица Герцена, маршрут 12 1973 Ааре Оландер.jpg
Фото 1973 г. Ааре Оландера.
СВАРЗ-ТС на Большой Никитской.

КрупнееCollapse )


Недобрый голос Церкви
arbatovagidepar
Сергей Чапнин о том, почему языком общения между РПЦ и обществом все чаще становится язык вражды

Обличающий или угрожающий голос православной Церкви в современной России можно услышать довольно часто. Властные, грубые, порой нелепые комментарии от ее имени перестали восприниматься как исключение. У одних это вызывает чувство солидарности, у других — раздражение, не так давно появилась новая реакция — смех. Для Церкви в секулярном обществе это довольно неожиданная стратегия, но, по всей видимости, православные убеждены, что за годы «церковного возрождения» и общество, и особенно государство уже удалось изменить в лучшую — постсекулярную — сторону.

Сразу следует уточнить: скандальные комментарии далеко не всегда санкционированы церковной иерархией. Наоборот, чаще всего это голоса отдельных священников и мирян. При этом довольно трудно в нескольких словах обозначить их административный статус или роль в церковной жизни.

Круг авторов эпатажных высказываний весьма широк, и общего у них, на первый взгляд, не так много.

Разобраться в происходящем можно только обозначив контекст и генезис нынешних отношений Церкви и общества.

Четверть века, прошедшие с крушения Советского Союза, в самой Церкви принято называть эпохой «церковного возрождения». В начале 90-х не только священники, но и епископы сначала довольно робко, но потом всё смелее и смелее выходили за церковную ограду. Делали они это не всегда с удовольствием — в этой ограде Церковь спокойно и благополучно прожила последние десятилетия советской власти.

И тем не менее

в 90-е Церковь пыталась найти не только язык, на котором можно говорить с постсоветским обществом, но и нащупать доверительную интонацию.

Это был долгий и трудный процесс, неудач и поражений было много. Первым среди тех, кто преуспел, следует назвать протоиерея Александра Меня, но он был убит в сентябре 1990 года.

Почему конфликт вокруг собора стал делом государственной важности
Исаакиевский котел
Как и предполагала «Газета.Ru», ситуация вокруг передачи Исаакиевского собора РПЦ не только вызвала довольно мощный и долгосрочный по российским... →
Четверть века Русская православная церковь училась говорить с обществом. Не проповедовать, не утешать, а именно говорить. Следует признать, что результаты в итоге оказались довольно скромными, а амбиции и сегодня остаются большими. Церковные инициативы, обращенные к реальным проблемам людей (бедность, социальная незащищенность, алкоголизм, глубокий семейный кризис), выглядят довольно скромно. Православный приход предельно зажат, задавлен современным церковным уставом. И он редко становится тем центром, где возникает живой диалог, разомкнутый к внешнему миру.

Гораздо быстрее церковная иерархия научилась говорить с государственными чиновниками.

Православие, дополненное патриотизмом, «русским миром», духовными скрепами и солидной финансовой поддержкой, постепенно превратилось в понятную идеологическую конструкцию. В некотором смысле чиновники этого ждали.

Так в последнее десятилетие в союзе с государством Церковь обрела покой и стабильность. И постепенно пришло осознание, что серьезный разговор с обществом на самом деле не нужен. Это сложно и по большому счету не имеет ясных перспектив.

Соответственно, пропало желание говорить на равных, уважительно. Точнее, оно оказалось вытеснено еще более сильным и жгучим желанием поучать, командовать и диктовать свои условия.

Новый тип коммуникации потребовал выдвинуть на первый план новые фигуры — жесткие, грубые, конфликтные. Так в жизнь Церкви вошли хамские окрики в стиле чиновников средней руки.


Один из последних примеров — резкий окрик протоиерея Александра Пелина в адрес директора Эрмитажа Михаила Пиотровского: «Вообще Михаилу Борисовичу, если он ратует за Исаакиевский собор как за исторический памятник, может быть, имеет смысл больше заниматься историческими традициями Эрмитажа как одного из лучших музеев мира, а не устраивать там провокационные выставки, подобные выставке Яна Фабра?»

Молодой протоиерей, совсем недавно переехавший в Санкт-Петербург из Мордовии, не чувствует никакой дистанции. Он по умолчанию считает, что любые, даже разумные и логичные, предложения с целью как-то погасить конфликт вокруг Исаакиевского собора надо расценивать как «покушение» интеллигенции на авторитет Церкви. Наконец, мордовский протоиерей ясно дает понять, что не испытывает к собеседнику никакого уважения. И на приглашение к диалогу с целью погасить конфликт он отвечает намеренной эскалацией конфликта.

Почему решение по Исаакиевскому собору спровоцировало политический протест
Вышло богом
Массовый митинг в Петербурге с требованием отставки губернатора Григория Полтавченко вывел конфликт вокруг Исаакиевского собора на новый уровень... →
Пелин — не только священник, но и церковный функционер — он занимает должность председателя епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Исходя из его высказываний, название отдела безнадежно устарело. Его следует переименовать в отдел подчинения общества интересам Церкви.

Еще одна медийная фигура «нового типа» выросла в Санкт-Петербурге — это депутат Госдумы Виталий Милонов. Недавно он признался, что мечтает стать священником, но это не помешало ему публично заявить: «Христиане выжили, несмотря на то что предки Бориса Лазаревича Вишневского и Максима Львовича Резника (депутатов заксобрания, которые выступают против передачи Исаакиевского собора Церкви. — Автор) варили нас в котлах и отдавали на растерзание зверям». Антисемитский посыл в этих словах очевиден, равно как и вопиющая безграмотность: не евреи, а римляне преследовали христиан, порой не делая различий между евреями и христианами.

Конечно, на эти выступления Милонов не брал у патриарха благословения. Это его личная стратегия — бесконечные спекуляции на православии и защите традиционных ценностей.

И эта стратегия, где главным инструментом уже немало лет остается провокация, привела к поразительным результатам: именно благодаря ей Милонов пересел из кресла депутата заксобрания Петербурга в кресло депутата Госдумы от «Единой России».

Еще более маргинальной фигурой можно назвать еще одного петербуржца — диакона Владимира Василика, доцента Санкт-Петербургского университета и преподавателя Сретенской духовной семинарии. После того как председатель Госдумы Вячеслав Володин поддержал идею закона о защите чести и достоинства президента России, он сразу же заявил, что всем без исключения критикам президента «будет уготовано место у параши».

Глубоко мифологизированное православное сознание стремится угадать в облике президента России черты Византийского императора. Византийская симфония государственной и церковной власти видится как свершившийся факт.

И особый — сакральный — статус верховного правителя, получившего чуть ли не божественную санкцию на свое правление, нуждается в новой интерпретации применительно к современному законодательству. Именно честью и достоинством президент России обладает в превосходной степени по отношению ко всем прочим гражданам. Поэтому гражданам для защиты чести и достоинства вполне достаточно ст. 152 Гражданского кодекса, а президенту с той же целью необходим отдельный закон.

При этом православный священнослужитель вообще не видит смысла говорить о каком-либо человеческом достоинстве «пачкунов». Те, «кто хулит и «полощет» правителя страны, будь то царь, генеральный секретарь или Президент, совершает хамов грех», так как «в своих истоках настоящая и реальная власть восходит к власти Отца».

«Язык вражды» православные используют, не только когда обращаются к политическим или общественно-политическим проблемам. Точно так же можно говорить и о межличностных отношениях, имитируя «пастырский подход».

Андрей Десницкий о том, почему Исаакиевский собор решили передать церкви именно в 2017 году
Царское дело
Исаакиевский собор в Петербурге, один из самых посещаемых городских музеев, до конца года будет передан в безвозмездное пользование РПЦ —... →
Так поступает переехавший из Киева в Москву священник Андрей Ткачев. В последние годы он стал одним из самых успешных православных авторов, книги которого можно найти в любом православном магазине. Весной прошлого года, выступая перед православной молодежью, он заявил: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией».

Что же такое весь этот мрак: часть большой церковной политики или выступления на свой страх и риск?

Конечно, любой церковный чиновник скажет, что все это частная инициатива и к позиции Церкви никакого отношения не имеет. Но это лишь говорит о том, что ни церковная иерархия, ни церковная администрация не контролируют ситуацию.

Эти спикеры решительно и последовательно формируют свою повестку дня, умело балансируя между поддержкой официальной позиции Церкви и своей, гораздо более радикальной позицией. Вполне возможно, что этим радикализмом они могут привлечь довольно широкий круг сторонников.

Постсекулярное общество, о котором я говорил в начале, — это общество, где религиозные деятели и организации возвращаются в общественную и политическую жизнь. Но готово ли российское общество к такой версии постсекулярного? Вполне возможно, что «недобрые голоса» православной Церкви приведут к ее новой маргинализации.

Автор — главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары», ассоциированный сотрудник исследовательского проекта «Конфликты в постсекулярном обществе» (Университет Инсбрука, Австрия). В 2009–2015 годах — заместитель главного редактора Издательства Московской патриархии

Москва 1950-60-х годов
arbatovagidepar
Оригинал взят у a_dedushkin в Москва 1950-60-х годов
565371 Рождественский бульвар кон. 50-х Doboczi Zsolt.jpg
Фото кон. 1950-х гг. Doboczi Zsolt. Рождественский бульвар .

Москва 1960-70-х годовCollapse )


Это вообще прелесть! Москва, Университет, корова, красивая машина!
arbatovagidepar
Оригинал взят у a_dedushkin в Это вообще прелесть! Москва, Университет, корова, красивая машина!
Москва, Москва...:)

565592 На Университетском проспекте.jpg
Фото 1969 г. В Усманова. Университетский проспект.
Корова-то молочная, поди:)


И в деталях посмотреть!Collapse )


Мои родители одевались тогда именно так
arbatovagidepar
Оригинал взят у a_dedushkin в И дивчины, и хлопцы! Хорошо же, а!
564852 На отдыхе кон. 50-х.jpg
Фото 1950-х гг.

КрупнееCollapse )


Руднев Георгий. В НИИ геронтологии в Москве несколько дней назад произошла драка
arbatovagidepar
между медсестрами-россиянками и сиделками с Украины, которые поднимали тост за смерть Гиви и желали такой же участи руководителям ДНР. Медсестер-россиянок это возмутило, украинки же повели себя вызывающе, в результате завязалась драка, которую пришлось разнимать врачам. Помимо этических вопросов, она вскрыла и еще одну существенную проблему: как медсестры, которые празднуют гибель донбасских ополченцев, попадают на работу в Россию?
Оказалось, что это может быть, в том числе, и теневой бизнес по найму сиделок, причем, с сомнительной репутацией и – не исключено – представляющих опасность для общества с учетом напряженных российско-украинских отношений.
По крайней мере, как рассказал Соловьеву известный врач Александр Мясников, в государственной больнице принимать на работу иностранных граждан нельзя. Однако если это сиделки, то их поставляют фирмы для платного ухода за больными. Среди них немало гражданок Украины, причем, без права на работу, отмечает радиоведущий.
Что же касается сиделок, радовавшихся смерти легендарного ополченца ДНР Гиви, то, по имеющейся на данный момент информации, правоохранители фактом драки в медучреждении заинтересовались, но продолжат ли эти сиделки работать в России, пока неизвестно.
***
Украинские и молдавские сиделки работают во всех б-цах Москвы. Приезжают на декаду, из отделений не выходят - работа адская. За сутки получают 1500 -2000 рублей Договор заключают не с медучереждением. а с родней больного. Кормят всю семью - мужья их сидят дома с детьми, т.к. работы никакой, а землю пахать лень. Другой вопрос, если они пьют за смерть Гиви, где гарантия, что они в б-цах себя ведут не как на войне? Ведь основная масса больных, с которыми они работают, не может пожаловаться...

Саша Соколов. Последний русский писатель. Выпуск от 10.02.2017
arbatovagidepar
Война окончена, когда похоронен последний солдат, цензура закончена, когда вернутся все запрещенные имена. Конечно, Саша Соколов мрачен и искалечен, хоть и позирует, катаясь на лыжах, хоть и стрижется как модный подросток. Но, быть сыном разведчика - само по себе диагноз. А быть сыном разведчика и жены разведчика, отказавшихся от тебя и отравившихся газом, вообще приговор. Короче, положительный герой в данной истории только один - это Эрнст, заказавший фильм своим подчинённым. Так что смотреть надо обязательно!


...
arbatovagidepar
В результате взрыва заминированного автомобиля на юге Багдада погибли 55 человек, еще 60 ранены.
Жертвами самоподрыва террориста-смертника у мавзолея суфийского святого Лал Шахбаз Каландары на юге Пакистана стали 72 человека, 150 получили ранения.

Ночь феминистского кино
arbatovagidepar
Оригинал взят у ledagarina в Ночь феминистского кино
В пятницу, 17 февраля, пройдёт девятая ночь феминистского кино от инициативы "Рёбра Евы".
На этот раз её тема - женщины в спорте. В программе - фильмы, дискуссия и чай.
Ждём всех, кто находится в Питере. Вход свободный. Начало - 21.00, но можно прийти и уйти в любое время.
После второго фильма порядок показа определяется голосованием.
Группа вк
В фб



Немыслимое
arbatovagidepar
Оригинал взят у diak_kuraev в Немыслимое
Можно ли представить себе, что в Храм Христа Спасителя на патриаршую службу пришел мальчик в костюме патриарха? Что бы с ним сделала охрана? Сколько оскорбленных религиозных чувств он посеял бы на своем пути?

А в это время где-то в далекой галактике:



Еще:

В субботу, 26 сентября 2015, жители Филадельфии встречали папу римского Франциска. Среди прочих, папу приветствовала Куинн Мэдден — маленькая девочка, одетая в костюм папы римского.Проезжая мимо младенца, Франциск остановился и стал смеяться. Когда девочку поднесли к папе, он поцеловал ее и попросил телохранителя передать ее родителям, что у них отличное чувство юмора.
https://meduza.io/shapito/2015/09/28/mladenets-v-kostyume-papy-rimskogo-vstretilsya-s-papoy-rimskim


?

Log in