arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Categories:

Кое-что о «москалях»

Марина Кудимова

98f06--------

С 17 века слово «москаль» появилось в письменных источниках. Его стали упоминать поляки по отношению ко всем малороссам и трактовали значение как "выходец из Москвы, русский солдат”. Это подтверждает и В. Даль. Но политизировал понятие и придал «москалю» отрицательную коннотацию поляк-украинофил Францишек Духинский (1816 – 1893). Русью он считал только западные и юго-западные русские земли, захваченные в XIV веке Польшей и Литвой, а жителей этих земель называл русинами; северо-восточную Русь, где после падения татаро-монгольского ига возродилось независимое русское государство, он называл “Москвой”, а ее жителей “москалями”. Человечество Духинский разделял на две большие группы: «арийцы» (или индоевропейцы, оседлые земледельцы) и их антиподы – «туранцы» (преимущественно кочевники – финно-угры, тюрки, монголы, китайцы, африканцы, американские индейцы, австралийские аборигены). «Москали не являются ни славянами, ни христианами в духе [настоящих] славян и других индоевропейских христиан. Они остались кочевниками до наших дней и останутся кочевниками навсегда». 3 марта 1863 г. Духинский направил польскому повстанческому Национальному правительству обращение, в котором указывал на необходимость издать постановление, предписывающее в официальных документах называть русских исключительно “москалями”». “Иноземцы, наверное, удивятся такому приказу нашего правительства, - писал Духинский, - ибо не знают, что Москва употребляет названия Россиян, Русинов, Русских, как одно из главных орудий против Польши.” Поэтому следует отобрать у “москалей” часть их силы, “приказав называть Москалей Москалями, а не признавать за ними названий, которые они себе присвоили, и которыми обосновывают свои мнимые права на большую часть Польши, на Русь». «Москва», несмотря на внешние признаки европейской цивилизации, остается азиатским, восточным, опасным для Европы государством. А «Русь» – это исконная Польша. «Московский язык» – не полноценный, а поверхностно усвоенное татаро-финскими варварами славянское наречие. А «русский» (то есть украинский) язык есть диалект польского.
В Европе, концепция Духинского была практически общепринятой вплоть до конца 1870-х гг. Идеи Духинского заинтересовали К. Маркса, который в письме от 24 июня 1865 г. писал Ф. Энгельсу: «…догма Лапинского, будто великороссы не славяне, отстаивается г-ном Духинским (из Киева, профессор в Париже) самым серьезным образом с лингвистической, исторической, этнографической и т. д. точек зрения; он утверждает, что настоящие московиты, то есть жители бывшего Великого княжества Московского, большей частью монголы или финны и т. д., как и расположенные дальше к востоку части России и ее юго-восточные части <…>. Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян»
«Москали правят Малороссией в результате их победы над ней в 1708, - писал Духинский, - в битве под Полтавой». Он утверждал органическое единство Украины и поляков. Доказательством этого в устах Духинского было название полян – славянского племени возле Киева, которое он считал тождественным названию «поляки».
Духинского вдохновляла идея, которую он сформулировал в обращении, адресованном народам Европы: «На Днепр! На Днепр! До Киева! О, народы Европы! Там ваше согласие, потому что именно там малороссы ведут борьбу против Москвы в защиту своей европейской цивилизации».
Tags: Украина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments