arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Андрей Кураев о личном бескультурье новосибирского митрополита и опере "Тангейзер"

Оригинал взят у diak_kuraev в Мемуар о новосибирском митрополите Тихоне
Новисибирские клирики возмущены. Лучше всех это выразил один новосибирский семинарист:
"Обязан выразить своё категорическое несогласие с позицией протод. Андрея Кураева".
http://vk.com/gulyaevv

Клирики по должности, а некоторые православные блогеры в охотку обиделись, когда в качестве источника оперного скандала я указал малую образованность митрополита Тихона.

Увы, одна из граней бескультурья – это неумение посмотреть на себя со стороны или неумение (нежелание) понудить себя к пониманию другой точки зрения.

Ну, скажите, почему православным блогерам можно многократно увековечивать в сети кощунственный плакат, а режиссеру оперы нельзя было его выставить на 30 секунд?

Скажете, блогеры это делают с осуждением. А режиссер? Вы уверены, что он именно любовался им и к этому же призывал зрителей?
Вот для ответа на этот вопрос и надо: а) спросить самого режиссера; б) понять постановочный контекст этого эпизода.
Ответы на эти вопросы приводят к единому выводу: Тангейзер в этом спектакле вовсе не положительный герой, и пошлый постер, рекламирующий его фильм – это все равно что пение нацистского гимна в советском кино про войну. То есть вовсе не повод для возмущения и суда.

Есть много православных фильмов с кадрами сноса церквей. И с нарезками из антирелигиозных роликов советской пропаганды. Возмутимся? Осудим? Запретим?

Ну наденьте те же очки: внизу скабрезной картинки, которую так радостно перепощивают благочестивые, но кровожадные хомячки, ясно видна надпись: «фильм режиссера Тангейзера». При этом находящиеся на сцене персонажи спектакля ныне подсудного Кулябина возмущены этим плакатом.

… Не первый раз я вижу у владыки Тихона неумение читать и слышать.
В середине 90-х я делал доклад о филиокве на годовой конференции Тихоновского института. При этом сказал, что августиновская формула - “Дух есть отношение любви, связующее Отца и Сына” — ставшая рекламным слоганом католического догмата «филиокве», получила звонкую пощечину от В. Лосского, отметившего “квазигомосексуальный” характер этой формулы.
Сам Владимир Лосский в своих франкоязычных публикациях не шокировал этим своим выводом французских читателей, но в устных лекциях говорил именно так. О чем и вспомнил его ученик французский православный богослов Оливье Клеман (Clement O. Orient-Occident. Deux passeurs. Vladimir Lossky, Paul Evdokimov. Geneve, 1985, p. 84)…

Владыка Тихон, тогда глава Издательского отдела патриархии всю конференцию мирно дремал в президиуме. Но при этой цитате возбудился и стал протестовать. И потом еще многие годы при упоминании где-либо моего имени он говорил: Да вы знаете, кто этот Кураев?! Вы знаете, что он про Святую Троицу говорит?
Например, на Рождественский чтениях 1998 г. выступая на секции церковной журналистики, вл. Тихон сказал:
«Неофиты в Церкви иногда употребляют такие вольности в своем языке по отношению к святыням, по отношению к иерархии, которые, конечно, церковные журналисты не должны употреблять. Вот есть у нас такой профессор неофит - Кураев отец Андрей. Он однажды такую вещь сказал, например, я не знаю, зал как-то промолчал, но если б мы были в Ветхом Завете, за это камнями побить можно. Ну я грубо даже скажу: вот, Троица - это три мужика объединились любовью. Ну вы представляете - профессор гадости какие-то вот у человека...».
(Далее он обрушился на предыдущего докладчика, употребившего слово "церковные группировки" "Что мы - любера чтоль какие-то?". Если у владыки слово группировка вызывает ассоциации только с криминальным миром - это показатель социального опыта владыки).

То, что это были не мои слова, а слова авторитетнейшего православного богослова 20 века, владыка не заметил.
Что это были слова, в которых Лосский резюмировал вовсе не православную, а католическую позицию, для вл. Тихона тоже было неважно. Замечать кавычки и смайлики владыка не обучены.
То, что он даже эти слова переврал в своих цитациях, владыка тоже не заметил.
То, что он пусть и в порядке критики произнес то, что по его же мнению не стоило бы произносить, владыка тоже не осознал.

Такая брутальность есть проблема или нравственности или образованности. Я предпочитаю более мягкий вариант и говорю словами своей бабушки: культурки не хватает.

И не говорите мне, что для епископа образование не главное. Потому что наличие «главного» в данном архиерее тоже неочевидно. Если бы владыка Тихон был подобен св. Спиридону Тримифунтскому (тот тоже о Троице нечто сказал) – рериховцы вылетели бы из Новисибирска с криком, что тамошняя аура мешает их контакту с космосом.

Кстати, позднее, в 2003 году издательство Московской Патриархии издало мою книгу «Вызов экуменизма», где эта цитата приводилась. И никого это не покоробило.

Ну, а теперь личное безкультурье новосибирского архиерея породило скандал международного уровня.

Tags: болезни РПЦ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments