arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Category:

Я познакомилась с Сергеем Арцибашевым примерно в 1980 году,



когда студенткой литинститута проходила практику в театре на Таганке. Под крылом Любимова тогда ставили, ассистировали и искали себя Васильев, Погребничко, Райхельгауз и Арцибашев... А в 94 году Александр Петрович Свободин буквально велел ему прочитать мою пьесу "Пробное интервью на тему свободы", которую видел уже в каком-то провинциальном театре. И Сергей сперва хмыкнул, мол, сто лет её знаю, не верю, что пишет хорошие пьесы, а через несколько месяцев позвонил : - Ну, ты на прогон-то придёшь?
Мы смешно ругались с ним на тему шампанского, которое подавали зрителям перед финалом, но это был мой лучший спектакль в России. Я бы сказала - это был волшебный спектакль, и под занавес все, включая меня, реально вытирали слёзы. Лена Стародуб была в нём великолепна, а на мои претензии, что говорит важные монологи, лежа на полу и задрав юбку, Сережа сказал : - Оставь её в покое, у неё красивые ноги, она считает, что это важнее твоего текста! Переубедить её невозможно!
Я водила на спектакль всех знакомых по очереди, так что пришлось смотреть его немыслимое количество раз, и каждый раз это было по-разному, но одинаково завораживающе. Потому, что Арцибашев умел затянуть зрителей в действие, как ни один режиссёр малой сцены. ПОшло говорить, что актеры жили на сцене, но жили, и зрители жили с ними. И даже мне казалось, что каждый раз вижу новый текст. Когда из театра ушла Лена Стародуб, его закрыли, заменить было некем. Хотя, распустить такой спектакль, всё равно, что распустить лучший симфонический оркестр. Зал был не просто битком, битком были ступеньки и любое пространством между стульев. Мне выдавали не больше двух контрамарок, и сама я мостилась на ступеньках вместе с театральными студентами.
А потом мы эпизодически виделись с Сергеем и обнимались со словами "видела тебя в новом фильме, видел тебя по телеку", и бежали дальше по своему плотному графику, но расходились как близкие люди, пережившие вместе что-то очень светлое и серьезное. И я всегда знала, что у меня есть Арцибашев, и с нежностью смотрела его киношные роли.
Сегодня Сергея провожали из Дома актера на Ваганьковское... Мне прожужжали уши какими-то сюжетами об интригах, о том, что его затравили. Но я не отслеживала театральные войны и могла только ощущать потерю как удар поддых. Для масштаба его таланта, известности и вклада в культуру народу было позорно мало. Почти не было артистов из маяковки, которым он, по словам Светланы Враговой, сделал две госпремии. Не было самолюбующихся звёзд, не было телекамер, политиков. Все в отпуске, театральный сезон закрыт. Не было даже нормального количества информации в новостях - многие просто не знают. А были все свои. Сережа уходил, как жил и работал - без всякого понта. И оставлял изумительные спектакли, которые после ухода мастера, к сожалению, не прочны как изделия из тонкого стекла...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments