arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Category:

«Женское лицо» дискриминации

Сегодня на вопросы журнала "Московский омбудсмен" отвечает Мария Арбатова – член Союза писателей Москвы, президент «Центра помощи женщинам», президент «Клуба женщин, вмешивающихся в политику», член Совета по развитию общественного контроля при Комитете Государственной думы по общественным объединениям и религиозным организациям, член Президиума Московского женского форума, член Экспертного
совета при Уполномоченном по правам человека в городе Москве.



– Мария Ивановна, легко ли быть современной женщиной?
– Быть современной женщиной значительно легче, чем быть несовременной женщиной, поскольку человечество движется от дикости и варварства
к гуманизму и признанию ценности человеческой личности. А те права и свободы женщин, которые пришли в нашу страну в 1917 году, хотя и были остановлены тоталитарным периодом развития, сегодня снова взяли верх над патриархатом, сексизмом и дискриминацией. Нельзя сказать, что мы уже решили проблемы так, как сделали это скандинавки, но азиатские, арабские, африканские и южно-американские женщины, живущие на правах бесправных домашних животных, нам завидуют.
– Власть, политика и женщина, совместимы ли эти понятия?
– Конституция нашей страны декларирует равноправие,но, безусловно, женщины пока серьезно дискриминированы при попадании в эшелоны власти и почти не подпущены к принятию основных решений по поводу жизни страны. Их процент
в ветвях власти является фактом дискриминации, поскольку женщины составляют половину населения России. В начале 2011 года Татьяна Голикова встречалась с комиссаром ООН по правам человека Наванетхем Пиллэй и обещала подготовить
закон о гарантиях равноправия полов. Однако, увы! Татьяна Голикова перешла на другую должность, и закона, гарантирующего соблюдение конституционной нормы, нет до сих пор. А именно он включает партийное квотирование женщин, принятое
практически во всех цивилизованных странах. В результате наше правительство выглядит как мужской клуб, его решения не становятся суммой взглядов и позиций обоих полов, и в этом серьезнейшее отставание России от экономически развитых стран.
– Равноправие – универсальный принцип правового статуса личности, включающий
равноправие женщин и мужчин. Что вы понимаете под «правами женщин» – право на
труд, право на пенсию?
– Когда правозащитники говорят о правах российских женщин, они подразумевают области и объемы дискриминации по гендерной составляющей, а не «труд и пенсию». Дискриминация женщин на трудовом рынке начинается с того, что при
прочих равных данных молодые женщины постоянно становятся жертвами харасмента, говоря по-русски, сексуальных домогательств. Но отсутствие закона о защите и традиционный взгляд на женщину в стилистике «сама виновата» делают жертв харасмента совершенно незащищенными и осложняют доказательство психологического психологического и сексуального насилия в суде. Кризисные центры работают с этой проблемой, она часто становится причиной не только
серьезных физических и психологических расстройств, но и причиной суицидальных настроений. Вторая проблема на трудовом рынке – отношение к
забеременевшей женщине или матери маленького ребенка как к предательнице корпоративных интересов. Третья проблема – «стеклянный потолок», то есть
при прочих равных условиях мужчина движется по карьере вверх, а женщина остается на месте. Большая часть высоких позиций занята в стране муж-
чинами при том, что женщины составляют 70% людей с высшим образованием. Четвертая проблема рынка труда – увольнение женщин предпенсионного
возраста, как говорят демографы, «у безработицы немолодое женское лицо».
Дальше идут вопросы дискриминации женщин в области безопасности, и выясняется, что российские законы о семейном и сексуальном насилии не
защищают чисто технически. Для защиты в законе о бытовом насилии необходимо поменять частное обвинение на публичное, а защиту женщин от сексуального насилия надо цивилизовать до стандартов, принятых в развитых странах. Сегодня из-за отсутствия работоспособного закона в России от домашних побоев ежегодно погибает около 13 тысяч женщин. В рамках нынешнего закона о сексуальном насилии до судов доходит только 2% преступлений, и, по данным кризисного центра «Сестры», в ходе следствия восемь школьниц из десяти пытаются
покончить собой, не имея сил справиться с психологической нагрузкой. В результате насильники считают себя практически безнаказанными и, если садятся
в тюрьму, то по десятому эпизоду. Третья тема дискриминации женщин – отсутствие закона о реальных алиментах. По сложившейся традиции и в силу
инфантильности отцов почти все дети после развода живут с матерями, но получают алименты с суммы «белой» зарплаты при официально признанном
государством огромном проценте «серой» экономики. Большая часть отцов платит на ребенка сумму, которая далека от половины прожиточного минимума,
но мужчины-депутаты тормозят закон о реальных алиментах, помогая отцам обкрадывать детей. Серьезнейшей проблемой дискриминации женщин является также отсутствие полового просвещения и государственных контрацептивных программ. И
то, и другое приводит к тому, что аборт становится привычным вариантом контрацепции, что невероятно разрушает здоровье женщин и создает проблемы
репродуктивного здоровья. Так что, решив перечисленные проблемы, страна сможет перейти к следующему слою вопросов дискриминации, которые сегодня
даже не кажутся важными.
– Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими,
не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Достоинство личности, свобода совести и вероисповедания – можно ли говорить о них сегодня?
– Вопросы защиты «чести, достоинства, свободы совести и выбора вероисповедания» в последние годы тоже потребовали серьезного внимания. Проблемы защиты чести и достоинства наиболее остро стоят сегодня в
детских домах, тюрьмах, домах инвалидов и армии. К сожалению, с их нарушениями часто встречаются и в школах, в последние годы продвинутые роди-
тели учат детей, как записывать хамство учителей на диктофон. И несколько судебных процессов в связи с этим недавно широко обсуждалось в блогосфере.
Проблема свободы совести и вероисповедания тоже вышла на первый план в связи с попытками доминирования консервативных кругов РПЦ, вмешивающихся в жизнь общества. Это призывы вывести из ОМС, а потом и запретить аборты, попытки контролировать дресс-код россиянок, цензурировать территорию искусства… Подобные выпады религии против гражданского общества одинаково опасны и для общества, и для религии. Обществу они грозят напряженностью, а религии – полной дискредитацией. В нашей многоконфессиональной стране уважение чувств
верующих, атеистов и агностиков – единственная возможность сохранить баланс и спокойствие. Ведь только недавно представителям буддистского сообщества
была предоставлена возможность заложить свой храм и свой культурный центр, потому что, несмотря на закон о свободе вероисповедания и на то, что
буддизм – одна из традиционных российских религий, они были
лишены права на свое отправление культа ровно 25 лет из-за
давления представителей РПЦ. Понятно, что все это – болезнь
роста, и гуманитарный стандарт повышается на протяжении
жизни не одного поколения, но защита прав и свобод – важнейший ресурс для построения цивилизованного общества.
– Материнство и воспитание детей в XXI веке, о чем обязана задумываться женщина, да и мужчина тоже?
– Воспитание детей не вопрос материнства, а вопрос атмосферы и традиций семьи. Если в моем поколении мужчина, растящий ребенка, считался неудачником, то сегодня во множестве семей, где мамы зарабатывают больше пап, меняются ролями, и это не снижает качества воспитания, не делает детей менее важными и любимыми. В Швеции есть закон, по которому папа должен сидеть с ребенком
два месяца из двух первых лет жизни, иначе семья не получит пособия за это время. Пособие большое, и мужчины сидят. Многие мужчины там сидят с ребенком все два года. Что касается принципов воспитания, то детей воспитывают не
назидания, а образ жизни родителей. Важно, чтобы детей правильно ориентировали ролево, не привязываясь к полу, а давая возможность раскрыть весь свой психофизический потенциал, ведь никто заранее не знает, чья
дочка станет генералом, а чей сын – воспитателем детсада. Меня часто спрашивают, если бы у меня были не сыновья-близнецы, а дочери-близнецы, как бы я их воспитывала? И приходится отвечать, что ровно так же.
Tags: Мария Арбатова - "Центр помощи женщинам"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments