arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Иркутск-Улан-Удэ

В Улан-Удэ нас встретили замечательные Амарсана Улзытуев и Светлана Будашкаева. Поскольку в прошлом воплощении я моталась примерно по этим местам, они мне как родные. И хотя училась в Литературном институте с Амарсаной, а не со Светланой и мужем, вчетвером мы чуть не до утра болтали со студенческим азартом под блины с омулем. Ужасно трогательным оказалось, что Амарсана и Светлана из одного интерната; и Светлана - атаманша «Байкальских амазонок» командовала Амарсаной - Хотэй Будаем, потому, что училась на пару классов старше, и он слушался. Кто не помнит, Хотэй Будай - божество счастья, общения и благополучия, являющееся воплощением Будды Майтреи. Для исполнения желаний надо потереть фигурку по животу триста раз, и Амарсана говорил, что восхищенные японки и китаянки пытались гладить его по животу прямо на улице. А в интернате Светлана и Амарсана учились, чтобы остаться с бурятским языком, ведь мало кто помнит, что в 1958 году советская власть решила превратить «бурят-монголов» в «бурят» и искусственно слила несколько диалектов в «бурятский язык». Это лишило язык фундамента, упростило русификацию, и интеллигенция, чтобы сохранить корни, стала отдавать детей в интернат, где учили бурятскому. Но Амарсана Улзытуев всё равно планирует ехать в китайскую провинцию, где ещё жив настоящий бурят-монгольский язык, чтобы, выучив его, перевести значимые тексты.
Светлана трогательно поселила нас возле себя и возилась с нами как с малыми детьми. Утром Светлана и Амарсана повезли нас в Иволгинский дацан. Как вы знаете, а, может, и не знаете, к концу тридцатых буддистская традиция в стране была практически уничтожена - расстреливали лам, жгли священные тексты, разрушали дацаны, дуганы и ступы. Иволгинский дацан возник после войны, и с ним сегодня связано имя Хамбо-ламы Итигэлова, избранного в 1911 году XII Пандито Хамбо-ламой буддийского духовенства Восточной Сибири. После монгольской революции Итигэлов встретил Агвана Доржиева, инициатора постройки первого в Европе буддистского санкт-петербургского Храма Калачакры, и сказал, что скоро начнутся аресты лам, но его взять не успеют. В 1927 году XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов дал наставления ученикам, сел в позу лотоса и отправился в нирвану. А среди наставлений попросил закопать его и посмотреть на тело через 75 лет. В 1955 году группа лам откопала тело Хамбо-ламы Итигэлова, провела обряды и снова закопала. В 1973 году это повторили, а в 2002 году тело подняли и перенесли в Иволгинский дацан. Изучение частиц тела судмедэкспертами доказывает прижизненные характеристики, руки и ноги гибкие, от тела идёт благоухание. Формально XII Пандито Хамбо-ламо Итигэлов жив, является главным ламой, и некоторые считают, что при желании он может ожить и по остальным признакам. В голове подобное не умещается, но от этого не перестает быть фактом...
Продолжение следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments