arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Categories:

Кавказки

Оригинал взят у s_tolstova в Кавказки
Некоторые из историй кавказских девушек, которые мне встречались, мне хотелось бы рассказать, а также показать некоторые нравы и повседневные обычаи. Прошу прощения, если мой материал заранее всем известен и банален (многие здесь говорят, что с положением женщины на Кавказе и так все ясно).
Хотелось бы отметить, что кавказцы прежде всего выделяют свою принадлежность к определенной нации, позиционируют себя как члены тейпа, тукхума, рода, семьи, и лишь потом уже являются мусульманами (хотя этот фактор становится все более значимым). На их жизнь не в меньшей степени, чем религия, оказывают влияние адаты (адеты) - родоплеменные законы, доисламские, которым отдается предпочтение при возникновении ситуации, когда шариат противоречит местным традициям (кроме людей, являющихся соблюдающими мусульманами).
О вайнахах (чеченцах и ингушах) хотелось бы поговорить в первую очередь. На Кавказе бытует мнение, что у вайнахов женщины находятся в самом угнетенном положении, согласно их обычаям. Вайнашки обязаны носить только длинные юбки (брюки нельзя) и покрывать голову. Исторически голову покрывали косынкой замужние женщины, а сейчас, в связи с исламизацией, головы начали покрывать даже школьницам, которые еще не созрели (хотя по шариату голову покрывает созревшая женщина).
По ингушским обычаям, женщина может выйти замуж только один раз. Т.е. теоретически, конечно, может выйти и второй, но на практике это трудноосуществимо. По отношению к женщинам, побывавшим замужем, а потом овдовевшим или разведенным, применяется неодобрительный эпитет “жеро”. Это социальное клеймо.

Сельские чеченские девочки с детства много работают, их мало отпускают гулять, у них нет времени на игры, потому что всегда, когда нагрянет очередная орава многочисленных родственников (что происходит постоянно), требуется помощь женщин по хозяйству. После замужества девушка должна сразу же проявить себя как прекрасная хозяйка и уметь угодить всем многочисленным родственникам. Если на семейном ужине она нечаянно подсунет 101-летнему деду Хасану алюминиевую ложку вместе серебряной, ее сожрут всем тейпом. Чеченки имеют репутацию агрессивных женщин среди кавказок. Если учесть, что на ней лежит забота о детях, угождение мужу и всей его родне, то в этом, пожалуй, мало удивительного. При родителях считается неприличным мужу звать жену по имени (не то, что там вообще проявлять ласку), поэтому ее зовут просто “эй!” или выражением, примерно эквивалентным нашему “слышь, иди сюды!”
Что касается многоженства, то это дело простое. Чеченцы обычно “теряют паспорт”, получают новый и вписывают новую жену. При этом первую надоевшую вполне можно выгнать, а детей забрать. Или выгнать с детьми. Хотя в республике детей отдают отцам, это канает только в случае, если они ему самому нужны. Если нет, бывшая жена их ему насильно не присудит.
Жены, которых выгнали мужья, или девушки, которые опозорили род и их выгнали родители, вынуждены идти в проститутки. Проституток ловит полиция нравов Кадырова. Потом их лица, имена всем демонстрируют. Это значит, что если у них остались дочери, они никогда не выйдут замуж, а общество будет дружно жалеть их мужей, а матерей гнобить, за то, что вырастила шлюху.
При этом взгляд на гендерные проблемы чеченского общества у самих девушек запросто может быть таким:
да эту шлюху убили, и правильно, это по нашим адатам положено! ее муж из дома выгнал, она шлюха, и дочь ее теперь шлюха, никто на ней не женится! Че ты сказал, кто ее изнасиловал? она же шлюха!
не пейте, не курите, не носите мини, или не жалуйтесь, что вайнахи к вам пристают!


Но это только в интернете они не стесняются в выражениях. Потому что сидят там под не своими именами. А почему под чужими? Потому что обычно в интернете парни с девушками знакомятся. А как только завязались отношения, парень заставляет девушку удалить страницу.

Теперь истории. Жила-была осетинская девушка. Она была из знатного рода, имела хорошее образование и престижную работу (ведь из высшего общества девушка, иначе никак). Она сама себя обеспечивала. Ей было 25 лет. Она каждый вечер спрашивала отца, можно ли ей пойти погулять. Она влюбилась в мужчину из незнатного рода. Родители запретили ей общаться. На мой вопрос, как же она, самостоятельная девушка, могла смириться с этим, она удивилась. Ведь я просто не понимаю, что они живут по адатам, тот факт, что она сама зарабатывает деньги, не означает, что она не должна спрашивать отца, пойти ли ей гулять, с кем, а уж тем более, за кого выйти замуж. Но ведь он мог бы тебя украсть, предположила я. Она ответила, нет, это невозможно, если бы он украл меня, отец и брат вернули бы меня мертвой...а больше всех пострадала бы мама, ведь это она воспитала меня такой (=шлюхой). Лучше я буду страдать от любви, чем опозорю мой род. От несчастной любви она хотела покончить с собой, но потом подумала, что этим тоже опозорит свой род, и передумала.
Недавно Северную Осетию потрясла история девушки по имени Алана, которая в 21 год покончила с собой из-за побоев мужа. О побоях никто не знал, включая родную мать девушки. Алана не могла жить, потому что развод поставил бы на ней клеймо, к тому же у нее был ребенок, а признаться в побоях означало опозорить себя и свою семью.
История, подобная первой, произошла в моей семье. Моя родственница из знатного рода влюбилась в мужчину из самого низшего сословия. Ее брат его прогнал, защищая ее честь. Так и для меня настало время офигительных историй. Еще в нашем городе был накрыт притон с проститутками из Нигерии. Кроме них, там была также чеченки, адыгейки и др. Джигиты не скрывали от девушек, что они туда ходят. Ведь им можно, они же джигиты.
История дагестанской писательницы Эмилии Казумовой – один из примеров, когда кавказская женщина смогла выбраться из ада, в котором жила.

Некоторые девушки, особенно живущие в других регионах, отказываются от традиционного образа жизни. Но…
У меня была знакомая дагестанка, которая встречалась с парней другой национальности. Ее поначалу радушно встретила родня парня, а потом тихо женила его на своей. Она, что называется, пустилась в тяжкие, стала жить свободно и открыто менять парней. Теперь она вряд ли выйдет замуж, хотя и сохранит свободу.
Как-то так.


На настоящий момент эти проблемы нельзя решить извне. Это процессы, протекающие в отдельно взятом обществе, где традиции все еще довлеют над человеком, который ощущает себя в первую очередь членом рода и несет за него ответственность. Еще здесь есть такая особенность, как политика сохранения лица. Это значит, что бы ни происходило, надо сохранить лицо - как угодно. При этом проблемы не решаются, а загоняются вглубь, находятся виновные, на которых обрушивается гнев, и часто это женщины, но система, жертвами которой они стали, не подлежит изменению.

Tags: Мария Арбатова - "Центр помощи женщинам"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments