arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Иркутск-Улан-Удэ

На следующий день поэт Амарсана Улзытуев повез нас на Лысую гору в дацан классической тибетской традиции Гелуг - центр «Ринпоче Багша», открытый в 2004 году учителем Еше Лодой Ринпоче. Сказать, что это одно из самых невероятных мест в мире, ничего не сказать, даже Далай Лама считает его лучшим в мире среди буддистских новоделов. На территории храмового комплекса восемь ступ, а в главном храме - самая большая в России шестиметровая бронзовая статуя Будды Шакьямуни, покрытая сусальным золотом. Но дело не в красоте и убранстве, а в том, насколько незабываемо красива Лысая гора, черную энергетику которой обуздали монахи; и насколько открывающаяся с любой точки храмового комплекса панорама ошарашивает гармонией природного и архитектурного.
Нас встретил служащий здесь приветливый лама Еши Джамцо - старый друг Амарсаны Улзытуева - мощный накачанный с обветренным лицом. Он проходил первую ступень служения, при которой соблюдается 8 ограничений, и регулярно стоял на местном Арбате с кружкой, собирая пожертвования для храма. Это непростое послушание, в миру Еши Джамцо зовут Владимир Духовников, он русский с бурятской кровью, и полиция часто забирает его, потом выясняет что он настоящий лама и выпускает. На ногах у него были грубые, когда-то черные советские ботинки, разбитые и стоптанные до самой последней стадии и потери цвета; но взять денег на новые из подношений храму Еши Джамцо не может. А на вопрос, какое из 8 ограничений переносится тяжелее всего, сказал «не врать». Не в том смысле, что привык врать, а в том, что все мы ежедневно говорим несоответствующие реальности вещи, чтоб сделать кому-то приятное, чтоб упростить ситуацию, чтоб сэкономить время и т.д. Лама не может себе этого позволить, ведь он контролирует себя сам и сам отвечает за собственное будущее.
Такой простоты и легкости общения я не встречала ни с одним православным священником, все они в тетатральном образе, а лама просто рассказывает, что понял сам, и общаясь сотрудничает с тобой, словно говорит, пойдём вместе. Сокращая дистанцию, мне было удобней звать его Владимиром; а Амарсана сказал, что у ламы есть брат близнец по имени Олег, который тоже собирается в монахи. Я спросила, были братья женаты?
Владимир ответил : - Я нет. Олег был. Маленько…
И повёл нас в храм, где заканчивался ежедневный хурал (молебн). Люди слушали чтение монахов, сидя на скамьях и стульях; я обратила внимание на женщину с малышом в коляске, малыш захныкал, и она сунула ему пустышку. Для меня атмосфера дацанов комфортна, потому, что начисто лишена инфернальной мрачности и тоталитарного пафоса церквей. Я была в дацанах России, Монголии и Индии, и каждый ощущала, что меня здесь ждали, что его строили и украшали для меня, а не для начальства…
Пока не закончился хурал, Владимир тихонько рассказал, что Еше Лодой Ринпоче только вернулся с Алтая, где освятил буддистский комплекс со Ступой и статуей Будды медицины. И мы с мужем чуть не подпрыгнули, этот комплекс воздвиг наш друг - скульптор с мировым именем Владимир Войчишин. Он описывал нам все этапы работы, присылал фотки, звал на открытие, но оно накладывалось по срокам на поездку Иркутск-Улан-Удэ. И в том, что небесный диспетчер всё равно привёл нас центр Еше Лодой Ринпоче, виделся знак.
К сожалению, сам учитель уехал, и Владимир представил нас переводчику, ездившему с ним на Алтай. Наговорившись с переводчиком и другими ламами во внутреннем помещении, отправились осматривать достопримечательности храма, о которых можно писать монографию. Владимир рассказал, что Еше Лодой Ринпоче признан четвёртым перерождением Ело Ринпоче и продолжает цепь перерождений, посвящая жизнь помощи всем существам, к чему обязывает первая клятва, которую даёт буддистский монах. Еше Лодой Ринпоче родился и начал обучение в Тибете, а в 1959 году в связи с оккупацией страны Китаем перебрался через Бутан в Индию. Потом Далай Лама отправил его преподавать институте в Иволгинского дацана, а позже благословил на создание этого духовного центра.
Показав чудеса и богатства храма, Владимир повел нас совершить парикраму по малому кругу - ритуальный обход вокруг святыни, имеющий силу молитвы. У бурят парикарма называется горо, и мы обошли территорию монастыря - на большой не было сил, обходить пришлось бы половину Лысой горы, на которой километрами тянулись трубы, обвязанные хадаками (молитвенными шарфами). Торгующий ими магазинчик был закрыт, и мы не завязали своих шарфов; за то позвонили в самый большой в России очищающий буддийский колокол - Колокол Четырёх Печатей. Удивительно ощущение, когда идёшь мимо труб, обвязанных тысячами хадаков - они спускаются с горы террасами, трепещут, щебечут, шумят на ветру; и кажется, что летишь внутри гигантской стаи пестрых птиц. Пафос снижают только кормушки для белок, поставленные заботливыми руками монахов.
Продолжение следует.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments