arbatovagidepar (arbatovagidepar) wrote,
arbatovagidepar
arbatovagidepar

Categories:

Старинная узбекская керамика в экспозиции Музея Востока

Оригинал взят у ktaara в Старинная узбекская керамика в экспозиции Музея Востока
Оригинал взят у ktaara в Старинная узбекская керамика в экспозиции Музея Востока

  Из всех музеев своим любимым я с уверенностью могу назвать именно Музей Востока - все мне в нем нравится: и экспозиция, и чудесные дамы-смотрительницы, и вообще вся его атмосфера очень для меня комфортная и умиротворяющая : )) Поэтому, когда мы вчера с друзьями отправились на Новогоднее плов-party (мероприятие, организованное благотворительным марафоном "Культ плова"), которое проходило аккурат во внутреннем дворике музея, вопрос, где коротать время в ожидании еды, даже не стоял : ))
  Оказывается, я до сих пор не фотографировала керамику в зале, посвященном культуре и искусству Средней Азии! С удовольствием восполню это досадное упущение!


  Несмотря на то, что Узбекистану и Таджикистану отведен только один зал, в нем находится очень много экспонатов - образцы вышивки, резьбы, костюмы украшения... Как-нибудь доберусь до него на полдня и с фотоаппаратом, а не с телефоном. Но пока покажу керамику. По сути она вот на этом стенде, еще четыре лягана висят у входа в зал (увы!) и еще есть небольшая коллекция глиняной игрушки-хуштак.



  Прекрасные и утончонные товоки и шокоса. Левый формой напоминает крутобокие андижанские ляганы, средний предназначен для шавли и других жидких блюд.



   Верхний ляган удивительно похож на тот, который я на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства заприметила за его необычную форму. Этот, правда, формы как раз традиционной. Узор - модная в конце XIXв. решетка-панжара.



  Центральный ляган очень похож на работы знаменитого мастера - Усто Абдулло, создававшего свои керамические шедевры в конце XIX - начале XXв. Характерные для кашгарских керамических изделий имитации китайских розеток с иероглифами тоже были в свое время распространены в Риштане. Нижний ляган мне кажется вообще попыткой скопировать рисунок на китайской посуде,



  Вот этот ляган мне очень понравился. Сложный, выверенный узор, закрученная вокруг своей оси композиция. Работа искусного косагара.



  Ну а вообще их три, один другого краше ; ))



   Общий план левой сороны стенда. Увы и еще раз увы освещению и бликам. Все ляганы созданы искусными мастерами - достаточно посмотреть, как совершенна композиция каждого из них.



  На самом верхнем лягане видны розетки-юлдузгуль - восемь на ободе, четыре по сторонам света и центральная. Ни дать, ни взять - магический компас! : )) К сожалению, блик попал на самый интересный, на мой вкус, - с двумя ножами-пчаками и кувшином-афтобой.



  Малая ваза-гулдон как две капли воды похожа на большую вазу из Музея декоративно-прикладного искусства. То же сочетание темно-синего и бирюзового, тот же филигранный орнамент "бахори"... А вот касушки слева неуловимо напомнили работы гурумсарайских мастеров.



  На заднем плане гулдон с совершенно волшебными чешуйками в узоре! А стоящий впереди - тоже скорее Гурумсарай.



  Шокоса и кошкулок (сосуд для кислого молока), если не ошибаюсь.



  Изящный, как цветок, тазик для мытья рук - дастшуй. Видны попытки мастера сымитировать в росписи китайский фарфор.



  А вот вам в качестве бонуса удивительный мужской чапан XIXв. Кожаный! Вышитый шелковыми нитями.



  Представляете, в первый раз, обходя зал, я вообще умудрилась пройти мимо них! Увы, сбоку, в полутьме - настоящее сокровище - четыре лягана из Шахрисябза и Гиждувана. Я считаю, что вешать их таким образом - варварство.



  Скорее всего, Гиджуван, XIX в. Точки в узоре довольно крупные, это "нохут", подчеркивающий выразительность всего рисунка.



  Вот у меня какие-то смутные ощущения, что во-первых, ни на гиджуван, ни на шахрисябз это не похоже, а во-вторых, я подобную роспись уже где-то видела. Но могу, конечно, ошибаться.



  А вот с этим ляганом я доверюсь своему сердцу - он из Шахрисябза : )) Красив ошеломляюще, и от этого еще больнее, что висит он в закутке у входа, куда разве что уборщица заглядывает... Его б к тому оранжевому чапану! И вообще - теперь у меня есть мечта. Взять его в руки. Рассмотреть. Быть может, сфотографировать в нормальном освещении. Ибо это вещь практически совершенная.



  Совсем высоко, совсем затенен - вытягивала фото из мутного пятна : /



  Ворча и причитая, дошла до стенда с глиняной игрушкой и тут мое настроение, конечно же, улучшилось : ))



  Разве можно не улыбнуться, глядя на такое? : ))



  Кишлак Уба, или дайте мне по заду лопатой! Эта свистулька-хуштак точно из тех мест. Форма, не меняющаяся не столетиями даже - тысячу лет! Я писала немного об этих игрушках. Ритуальный надрез на горле видите? Это компромисс между запретом на изображение живых существ и древними доисламскими традициями. А так - животное как бы убито, и овцы целы, и волки сыты, и пастуху - вечная память ; ))



  Не знаю, откуда эта игрушка, но очень жажду узнать. К сожалению, таблички дают лишь очень общие сведения.



  Ах, а вот и моя "мечта идиота"! Хуштак в виде многоглавого дракона хочу себе давно, неотступно и почти параноидально : )) Но человеку ведь нужно к чему-то стремиться, правда? ; ))
  А потом мы пошли есть бесподобно вкусный плов и общаться с интересными людьми, но об этом я чуть попозже напишу, в отдельном посте.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments