Александр Можаев
Термин «китч» в применении к России XVII века правильнее переиначить в «лубок» — тоже массовое, народное, наивное, общедоступное. Официально лубком называют печатные картинки, запросто повествующие о том, чего никто не видел своими глазами — о чудесах, сказочных зверях, древних героях, о диковинных красотах заморских городов. Но в принципе лубочный дух пронизывает и архитектуру XVII столетия, причем не только народную, но и дворцовую, в которой отголоски европейской моды нередко воспроизводятся с той же долей условности, а стены покрывают те же узоры с волшебными цветами и птицами.
Термин «узорочье», прижившийся в применении к донарышкинской архитектуре XVII века, вполне красноречив и благозвучен, хотя является не самоопределением стиля, а обозначением, введенным в оборот позднейшими искусствоведами. Кроме того, есть основание полагать, что в пору бытования стиля это слово имело более широкую трактовку. В тексте старинной жалобы некой жены на некоего мужа, дебошира и пьяницу, среди перечисления его душевных качеств фигурирует «свиное узорочье» — бывало, стало быть, и такое.