arbatovagidepar

Categories:

Петр Павел 23 июль 2019 г.

Тема Эдипа в этом бложике уже всех достала, однако, как говорят, анализ нельзя закончить, его можно только прекратить. Чтобы все смешать, но не взбалтывать, обращусь к трилогии «Назад в будущее».

Вот перед нами Марти Макфлай, В одном лице Эдип и Лай!

Земекис для меня образец современного живописания соотношения судьбы и воли героя. Форест Гамп, вопрошает: у всех ли есть судьба или мы летим по жизни, как пёрышко на ветру. Но в Трилогии про Марти Макфлая рок предстает с античным размахом. Марти – идеальный трикстер, он только и делает, что обманывает судьбу, даже Кронос не властен над ним. Но чего же хотят от него Мойры? Попав в прошлое, он невольно мешает знакомству своих родителей, в него влюбляется его будущая мама, что ставит под угрозу само существование Марти. Он в буквальном смысле начинает пропадать, сначала на фотографии, потом растворяться в воздухе. Но герои Земекиса привыкли давать рациональный ответ на вызовы судьбы. Марти использует силу громовержца, чтобы вернуться в свое время.

Само представление о том, что судьбе можно сопротивляться Эдипу не доступно, пророчество сбудется неминуемо. Эдип считает себя недостойным смерти, поэтому выкалывает себе глаза. Если во времена Софокла это было нормально, то чем мы хуже?

Удивительно, что Марти, пересекающий не только пространство, но и время, представляется нам героем, хотя он всего лишь не желает быть съеденным, для чего готов притвориться хоть овцой, подобно Одиссею. Неужели то, что во времена Гомера было исключением, до сих пор не стало нормой? Думаю, самое важное во всех этих историях то, что другой герой Земекиса, плевавший на уготованное ему, Форест Гамп, не трикстер, а обычный человек. И может быть единственное, с чем Форесту не пришлось бороться, это с эдипальным конфликтом.

ПАВЕЛ

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded