arbatovagidepar

Categories:

Петр Павел 15 июль 2019 г.

Написав на днях о сносе кинотеатра «Звездный», я столкнулся с ожидаемой реакцией части читателей страницы «Архнадзор». Обычное дело здесь формулировки вроде «уродливый брежневский гроб». Архитектура модернизма нравится только узкому кругу извращенцев. У многих она ассоциируется с застоем. «Брежняк», архитектура горкомов, но вообще-то модернизм – тот случай, когда на отечественной почве успешно прижилось нечто западное (на самом деле такое же наше родное, как и западное) и дало самобытные плоды, ничем не хуже, чем у них там.

Начну издалека. Недавно объектом всемирного наследия стали псковские храмы. Новость радостная, но есть нюансы: изначально в номинацию входили не только храмы, но и много других сооружений, например, стены и башни. Город как целое всегда интересней отдельных зданий. Но критерии, по которым отбирают в ИКОМОС (это такое подразделение ЮНЕСКО, которое занимается наследием) не позволили включить в список оборонительные сооружения, восстановленные после войны. Критерии эти можно свести к простым вещам: уникальности и подлинности. С уникальностью все понятно, хотя выстроенные по аналогии с другими крепостями стены и башни не так уж уникальны. А вот с подлинностью есть проблемы.

Находясь в очередной раз в прекрасном городе Обнинске, я задумался о двух вещах: почему нашу силиконовую долину решили организовать не здесь, а в Сколково, и почему этот город нельзя сделать всемирным наследием. Оба вопроса, понятно, пустые, пригодные только для занятия скучающего московского сноба. Ответ на первый понятен каждому – это ж стопервый километр, ездить далеко. Ответ на второй не так уж прост. Я видел некоторое количество объектов всемирного наследия и по критериям оригинальности и подлинности Обнинск выигрывает у всех. Помните фильм «Назад в будущее» или клип группы Offspring «Why don’t you get a job»? Тот и другой сняты в городе, специально построенном для съемок фильма. Город был сделан так хорошо, что его сохранили и используют много лет. Обнинск – подобный город, только там еще и жители настоящие. Если бы он не был засекречен, в 1980-е, там бы наверняка снимали Алису Селезневу в ее прекрасном будущем. Это чистый модернизм, выстроенный в чистом поле и этот модернизм рассказывал о будущем, где не только коммунизм. В этом будущем нет болезней, наука их победила, все сыты, нет социальных проблем, люди ходят пешком и в окне с утра щебечет дрозд. Город солнца. Модернизм наивен примерно, как позитивистская философия. И он уже в прошлом. В то же время он вокруг нас во всей красоте своей подлинности железобетонных панелей, облицованных кафелем сомнительных расцветок и фигуративных мозаик в так называемом «суровом стиле». Это все должно вызывать как минимум у наших сограждан такое же отторжение как церкви в стиле неорюс в 1920-е годы. Но есть одно принципиальное отличие, позволяющее модернизму все еще стоять повсеместно, хоть и приобретая новые вентилируемые фасады. Эта архитектура утилитарна и гуманна. А еще это первое, что поколения еще живущих среди нас людей увидели впервые в качестве архитектуры. Это горкомы и сельские ДК, универмаги и кинотеатры. Кинотеатр «Звездный» я помню всю свою жизнь, всю жизнь я его наблюдал в качестве естественного элемента ландшафта, вроде горы или рощи. Но самое первое мое воспоминание, связанное с ним, это мультфильм, на котором я плакал потому, что злодеи мучили бегемотика. Это было лет 35 назад. Я вырос, а ничего не изменилось.

ПЕТР

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded