arbatovagidepar

Categories:

Петр Павел 24 июня 2019 г.

Топография Калуги, как любого нормального города имеет свои особенности. На улице Светлая, например, заброшенный пром и прием металлолома. Все это принято называть «нетуристическим городом». У этого достаточно современного понятия есть и обратная сторона: «нетуристическое» очень часто означает, что что-то привлекательно как раз для туриста с изысканным вкусом. Мы – такие туристы, любим изыски. В Калуге мы поехали искать подходов к Оке, чтобы искупаться. Переехали по мосту на противоположный берег, поездили по полям и в конце концов оказались там, где сотни лет была переправа в центре города, давшая этому городу начало.

Стоишь на берегу, город перед тобой, до него каких-то сто метров, но ты видишь, что 50 лет назад, когда построили новый мост, не осталось ни понтона (очень похожий понтон совсем недавно еще можно было видеть в Муроме, живы еще понтоны в Коломне и Гороховце), ни парома (на пароме через большую реку еще можно покататься в Красном на Волге). Но вдруг (о чудо!) перед нами утлый челн, который за небольшую мзду возит желающих туда-обратно. И желающих в жаркий выходной день достаточно.

Совершенно неожиданно после всех возможных форм пересечения водной преграды здесь в XXI веке вернулась самая архаичная. Мужичок в майке на моторной жестянке, такой, каким мог быть перевозчик 500 лет назад. На небе появляется туча, на вопрос о дожде наш кормчий весело рассказывает, что «это не наша сторона, дождь приходит с другой» и, действительно, тучи проходят мимо. Он выглядит совершенно довольным своей работой, развлекает пассажиров, большинство из которых именно туристы, недоумевающие, как речная прогулка, хоть и краткая, может стоить шесть рублей. Каждый второй устраивает фотосессию на носу судна, рискуя его опрокинуть, а мужичок только подсказывает, на какой борт перенести вес.

Шестьдесят рублей стоит проезд по платному участку дороги от Москвы до Калуги, все морщатся, но платят, дорога пару лет назад была бесплатной, цена в 6 рублей отдыхающих восхищает. И это очень интересное обстоятельство, вокруг которого уже можно строить какую-то урбанистическую теорию.

Хотя почти все пассажиры парома – туристы, которые катаются туда и довольно быстро обратно, перевоз – важный социальный проект и стоимость поездки обусловлена именно этим. За рекой находятся пара деревень, давно вошедшие в городскую черту, но очень плохо связанные с центром города транспортно. До самого центрального центра метров 100 воды и подняться в горку, а доехать без машины почти нереально. Социальный проект оказался проектом туристическим, к тому же неумышленно вернул к жизни в виде аттракциона историческую функцию места. Туристы очень любят посещать такие действующие музейные объекты – традиционные производства, кабаки, работающие без перерыва сотни лет, где за стойкой стоит прапра…правнук того, кто открыл заведение. Главный товар в наше время – впечатления. Животных в зоопарке трогают, ядовитую рыбу пробуют, а на лодке паромщика плавают на другой берег.

ПЕТР

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded