arbatovagidepar

Categories:

Рецензии члена Большого жюри на лучшие книги, номинированные на премию "Национальный бестселлер"

Мария Лабыч «АР СТРАТАГЕМА»

Мария Лабыч невероятно одаренный человек, и в позапрошлом году она, на мой взгляд, номинаторши её романа «Сука», совершенно несправедливо не стала фавориткой премии. Она изумительно работает с языком, и мазки, которыми написан роман «АР СТРАТАГЕМА», всё равно останутся в вас как маленькие подарки. Когда писательница, походя, конструирует «коромысло ключиц»,  «морось дробила огни светофоров» или «у ног его вскипела пыль», хочется, чтоб она писала стихи. Но она написала, как бы, роман, и судить его придется по всей строгости отношений с прозой. С одной стороны книга Марии Лабыч – «адресный артхаус», предложенный для смакования эстетской тусовке. С другой стороны, нет ничего зазывней и масс-культурней Калиостров, Горцев и прочих Кащеев Бессмертных, женский вариант которых является здесь шампуром, нанизывающим на себя эпохи и изобразительные шедевры. С одной стороны главная героиня не только сечет в истории искусства, но владеет техническими и магическими приемами мошенничества на его поле. С другой, почему-то не силится постичь логики и этики современного искусства, хотя судорожно заходит на его поле. Сюжетно роман неистово перегружен, линии не проработаны до конца, и чувствуешь себя как в мебельном магазине, откуда хочется вынести бОльшую часть пустых шкафов. Начало текста нарочито не манкое, не ритмичное, подчеркнуто пафосное и затейливое, не пытается затянуть читателя в свою воронку. Середина романа забирает интригой, которая, к сожалению, толком не выстреливает в финале. Тем более что перед финалом немотивированно появляется экскурсия героини в зону современного искусства, которая по большому счету «вообще из другой книги». Читателю предложили и долго исполняли стилизацию, но зачем-то свернули на публицистическую поляну обличения фейковости современной среды культурного обитания. Вставная текстовая конструкция в стиле «Ворота Расемон» делает чтение неудобным, и не несет особой смысловой нагрузки, мы всё равно видим картину глазами главной героини, а персонажи второго плана ничуть не пытаются распухнуть до её масштаба. Есть проблема и с ритмом, периодически он затухает, и надо брать себя за волосы, чтобы продолжить чтение. Как и в романе «Сука», основная точка сборки героини: «Твое оружие тебя и убивает!» Но если в романе «Сука» есть все ответы на слово «зачем?», то здесь повествование утопает в фриволите, и невозможно ответить с какой именно целью возведен весь сложносочиненный зАмок. Это особенно странно при том, что роман манерно называется «АР СТРАТАГЕМА», всё-таки стратагема подразумевает просчитанную последовательность действий для решения конкретной задачи. А здесь читатель теряется к финалу и не может понять, про что именно создано столько фрагментарной красоты. Я считаю Марию Лабыч необыкновенно талантливой писательницей и уверена, что текст пока сырой, ему надо отлежаться, отдохнуть от создательницы, а потом выстроиться в её руках в отчетливом формате авантюрного романа, и тогда мы получим вариант «Акунина для интеллектуалов». Частотный словарь романа напичкан словом «Mutabor», кажется, что Мария Лабыч постоянно манифестирует вместе с героиней на тему: здесь я буду меняться, встречайте меня иной. И прекрасно, что молодые авторы пробуют себя в разных жанрах, важно, чтобы архитектура этих проб доводилась до филигранности, особенно, когда есть запрос на смешение жанров.  

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded