Петр Павел 6 мая 2019 г.
Как отличить заслуженного артиста от народного? Оказывается, как в армии, должно пройти не менее десяти лет, чтобы из заслуженного стать народным. Зато, хоть в балете год за два, и можно стать народным через пять лет, у мотылька, как говорится, короткий век. Но мне всегда казалось странным, что есть министерство, что обороны, что культуры. Ведь министр обороны должен быть лучшим воином, как Ван Дамм, или Сталлоне, а министр культуры обязан писать пейзажи и поэмы с двух рук. Но государство не в состоянии выработать критерии, подходящие для оценки всех граждан. Для этого придется посчитать то, что измерить нельзя.
Не существует общего установленного порядка, описывающего, в каком случае объявляется национальный траур, а когда можно ограничиться областным. Попытка объять необъятное приводит к использованию субъективных критериев. Мы все вынужденно «прикидываем на себя», после чего в фейсбуке часто появляются призывы «я требую национальный траур»! Как будто солидаризоваться – единственный способ осмыслить. Мы будто хотим ощущения того, что государство досягаемо, как родитель, до которого надо докричаться, и заливаемся в истерике.
Английский язык разделяет то, что можно посчитать и то, что нельзя. У нас же для обозначения неизмеримого часто используется обсценная лексика, будто это не столько за гранью понимания, сколько за гранью нормы, или даже культуры. И эта особенность языка делает важное личным, она же отбирает важное и личное у государства. И мы остаемся один на один с культурой, войной и со смертью. Вот только приличных слов для осмысления нам иногда недостает.
ПАВЕЛ