Category:

Петр Павел 26 апреля 2019 г.

Есть темы, которых лучше не касаться. Но очень интересно. Вот, например, кому должен принадлежат Иерусалим? Подобную постановку вопроса принято квалифицировать как наброс. Но я давно придумал, что человечество уже несколько десятилетий готово к тому, чтобы развивать международное право и дать на этот вопрос несимметричный ответ (Иерусалим мог бы стать специальной территорией, не подпадающей под юрисдикцию какого-либо государства, такая своеобразная форма всемирного наследия во всех возможных смыслах). Существует же популярная тема «чья Антарктида?» и постоянные истории о беременных дамах, собирающихся родить на ничейном континенте. Еще Луну любят делить, или Марс.

Как многие могли догадаться, я в Крыму. Само по себе такое сообщение, заброшенное в публичное пространство, является провокацией. Перед отъездом в моей голове родилась шутка о том, должен ли человек, отправляющийся из России в Крым, и считающий его незаконно аннексированным писать друзьям что-то вроде «буду не в стране»? Но это опять получается наброс. А хочется чего-то продуктивного про геополитические перипетии.

Пара поездок последних дней удивили меня концентрацией еврейских древностей. Еврейскими их можно называть очень условно. Правильней иудейскими, еще точнее караимскими. Речь не об этнической принадлежности, а о конфессиональной. Евпатория – действующий религиозный центр караимов, Бахчисарай окружен пещерными городами в горах, один из которых – Чуфут-Кале был еще в XIX веке населен караимами. Караимов называют сектой иудаизма. В языковом отношении они тюрки и, если основываться на письменных источниках, появились в Крыму одновременно с татарами. Самый интересный вопрос – этническая принадлежность. Кажется, пока это вопрос. Мне очень нравится хазарская теория происхождения крымских караимов и караимов Литвы, Польши и Египта, наверное, эта теория так и останется романтической фантазией, как и все, связанное с хазарами.

Но все это, конечно, лирическое отступление. Вернемся к острым темам. Мы знаем, что национальное еврейское государство возникло как результат осознания просвещенным европейским сообществом тяжелейших потерь во время войны. И все же это не вся история возникновения еврейского государства.

Хочется немного отнять лавров у Аксенова. В 1920-е в Советской России при поддержке западных грантов, как это принято называть сегодня воплощалась идея создания еврейской национальной республики в Крыму. Я всю жизнь слышал, что мой прадед учился на агронома, чтобы ехать в Палестину и учить евреев как пахать землю. Идея была крайне востребована, миллионы евреев были очень мобильны. Будь у советского государства немного фантазии, все могло бы происходить очень интересно, а прадед мой изменил бы планы и отправился сюда, мы с братом родились бы не в Москве и писали в этот блог для совсем других людей совсем про другое. На планете могло образоваться два Израиля. Крым, будь он еврейской национальной республикой, обязательно стал бы суверенным в 1991-м. Еще раньше огромное количество евреев со всей Европы заселило бы крымские степи, превратило их в плодородные поля и избежало холокоста. Многонациональный «Русский Израиль» (а Крым обязательно получил бы такое название) это «Земля обетованная 2.0», модель того, каким может быть государство будущего. Конечно, ничего этого не было и не могло быть. Реальность же состоит в том, что хозяин маленького частного отеля, в котором я пишу эти строки, уже третий день пьет с приехавшим к нему сыном и по словам жены другого сына пить они будут пока не закончатся деньги, а вылов камбалы с сегодняшнего дня под запретом.

ПЕТР

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded