arbatovagidepar

Categories:

Петр Павел 24 апреля 2019 г.

«День заботы о памятниках» звучит как «День солидарности с болезнью Паркинсона». Не как День ВДВ, не как День святого Валентина. Есть два вида «дней». На одних все выключают свет на час или не выключают потому, что не видят смысла, или, наоборот, без того бережно относятся к природе, или не любят быть участниками поголовной нравоучительной акции, многие просто не в теме.

В другие дни на салюты и разгон облаков тратится больше, чем на изучение какой-нибудь редкой тяжелой болезни, а в алкогольных отделах продовольственных магазинов делается месячная выручка (я сам был крайне удивлен, когда первого сентября не обнаружил на трех рядах полок в мой рост ничего кроме дорогих сортов водки и двух бутылок шампанского). Дни неравномерны, все вокруг неравномерно. В день исторического и культурного наследия (который попал в волну ребрендинга и стал «днем заботы»), случившийся 18 апреля, было объявлено о выделении 8 млн. государственных рублей на сгоревшую Успенскую церковь в Кондопоге. Бюджет праздничного разгона облаков в городе Москва на 2019 год в 51 раз больше. Даже учитывая то, что, по квалифицированной оценке, на воссоздание в Кондопоге нужно не 8, а 80 млн., возникает ощущение, что уж на 5 объектов уровня «национальный символ, наше все и не меньше» можно найти денег просто намочив ноги не в этот день, а в другой.

Я гулял вчера по городу Евпатория, о котором всю жизнь думал, что это обычный советский курорт вроде Сочи, где шашлык, ровный слой тел на пляже и прочие атрибуты отпускного счастья. И вдруг обнаружил, что помимо старого города (сохранившего средневековую планировку) и античности под ногами (которую не умеют показать), есть абсолютно сохранный город начала XX века с модерновыми особняками и дачами. В особняках коммунальные квартиры и дома эти выстояли сто лет, но теперь, наконец, им конец. Теперь появляются деньги, дома сносят, реконструируют и реставрируют. А, если разобраться, красота – это огромный ресурс, в котором потенциально денег не меньше, чем в шашлыке и пляжах. «Поехать посмотреть на красивое» стало занятием масс только в XX веке и рынок этот будет расти вместе с человечеством. Современная человеческая мобильность возникла после того как «свободное время» стало достоянием масс и потянула за собой развитие инфраструктур. Все по Марксу и Маслоу, 8-ми часовой рабочий день, социальное государство и в результате очереди на Шишкина, Айвазовского и Мунка.

Но что-то не клеится. Правительство, конечно, на другой планете живет, а все же никак не может помешать реализации конституционных прав граждан на знакомство с сокровищами национальной культуры. Гражданам самим не очень интересно.

Всем известная теория Маслоу об иерархически организованных потребностях человека была с одной стороны отринута психологической наукой, а с другой показала свою несостоятельность в рамках изучения культур. Потребности, за исключением физиологических (и то с оговорками) конструируются культурой и, в процессе взросления, входят в плоть и кровь члена культурной общности. Трудно объяснить человеку, что вершиной, к которой стоит стремиться, будет дрожь в коленках от лицезрения купола Святой Софии, когда он уверен, что шашлык с коньяком на набережной намного лучше.

Я много лет наблюдаю очень уважаемых мной людей, ежедневно повторяющих заклинания о том, что культурное наследие — это основа основ. Я и сам так думаю. И в то же время я вижу безрезультатность всех этих усилий. На эту безрезультатность обратили внимание многие после пожара в Париже (конечно, там рай, а здесь ад, вот и весь разговор). XX век создал ощущение, что всемирно-исторический процесс уж хотя бы в рамках западной, пост-иудео-христианской цивилизации един. Но каждый раз, когда возникает соблазн сравнить у нас и у них я вспоминаю одну цифру: в 1913-м году ВВП на душу населения в Российской Империи сравнялся с тем же показателем в Италии XIII века.

ПЕТР

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded