arbatovagidepar

Categories:

Кто такие келин и что с ними происходит после замужества


Татьяна Ярмощук 

Жазгуль Эгембердиева 

Зебо Назарова

5 мая 2020 года

 "Келинизация – это рабство". Это один из лозунгов феминисток в Центральной Азии. Келин (невестка) здесь нередко подвергается насилию со стороны родственников мужа, в первую очередь свекрови, которая может сделать ее жизнь невыносимой.

Настоящее Время рассказывает, почему в Центральной Азии сохраняют и воспроизводят "традицию" эксплуатации невестки в семье мужа

"Эксплуатация труда и постоянное давление"

"Свекровь каждый день говорила, что она сделает так, что муж меня бросит и женится на более достойной. Она заставляла меня руками стирать всю одежду, в том числе нижнее белье всей семьи, даже когда я была беременна. Говорила, что раньше стиральных машин не было и что она тоже стирала руками, ничего же с ней не случилось, что надо экономить электричество". Это история Азизы из Таджикистана, где, как и в других странах Центральной Азии, после свадьбы девушка часто уходит жить в семью мужа.

Счастливый брак здесь – это не только взаимопонимание между супругами, но и умение невестки (келин) угождать родственникам мужа.

В обязанности келин обычно входит:

  • вставать раньше всех и ложиться позже всех;
  • убирать дом, готовить, стирать, работать в огороде или поле;
  • смотреть за детьми – своими или родственников, которые живут в этом доме;
  • никогда не перечить родственникам мужа;
  • даже если она болеет или у нее какие-либо проблемы, келин должна продолжать выполнять свои обязанности.

Келин – это трудовой ресурс, который обслуживает всю семью мужчины, за которым она замужем, – говорит антрополог из Кыргызстана Алтын Капалова. – Это не отношения между двумя людьми. Это в принципе не отношения. Это эксплуатация труда, постоянное психологическое давление на женщину. Это формировалось долго, от момента ведения натурального хозяйства, когда жили большими семьями, и женщина была, по сути, товаром. Это характерно не только для сельской местности. Сейчас эти традиции из зон, где действительно много физического труда в большом хозяйстве, перешли в квартиры, где келинка готовит, стирает и убирает за всех членов, по сути, чужой семьи с первых дней пребывания в этом доме".

"Плохая и тупая"

Азиза жила в Душанбе и училась в университете. На третьем курсе она вышла замуж и переехала к родственникам мужа. "Сначала было все хорошо. Каждый день я вставала в пять утра и готовила завтрак. Пока вся семья ела, я убиралась по дому. Сама обычно завтракала после того, как заканчивала уборку. Успевала не всегда, так как каждый день я ходила в университет".

Однако свекровь не устраивало то, что Азиза училась на дневном отделении: "Она просила перейти на заочное, но я не хотела. Из-за этого и начались все недопонимания".

"Свекровь начала придираться ко всему: к уборке, к еде, которую я готовила, к моей одежде, макияжу. А потом начала каждый день жаловаться мужу, – рассказывает Азиза. – Как-то у свекрови было плохое настроение, она начала меня оскорблять, отчитывать, говорить, какая я плохая и тупая. Я просто молчала и продолжала варить суп. Она подошла ко мне, оттолкнула от плиты, попробовала суп, а после взяла и вылила его в мусорное ведро, а кастрюлю кинула в мою сторону".

"Вечером вернулся домой мой муж, свекровь подошла к нему, громко заплакала и начала жаловаться на меня. Она сказала, что якобы она попробовала мой суп и попросила меня добавить чуть больше соли, а я от злости вылила его, оскорбила ее и ушла к себе в комнату. Муж был в бешенстве и очень сильно отругал меня. Сколько я ни пыталась ему объяснить, он слушать не хотел. Свекровь была довольна, а муж со мной еще неделю не разговаривал", – вспоминает Азиза.

После этого издевательства со стороны свекрови продолжались. Азиза не выдержала и, будучи беременной, ушла к своим родителям: "Я сказала мужу, что больше в дом его родителей не вернусь. Мы договорились, что начнем снимать квартиру. Позже я родила дочку, и мы переехали в съемную квартиру. Сейчас у нас все хорошо".

"Бессильна что-нибудь поменять"

Истории келинок во всех странах Центральной Азии похожи.

"Семья, в которую я пришла, считалась более-менее современной. Но даже в таком случае были недопонимания и обиды между мной и свекровью. Моей кайнене (свекрови) не нравились мои навыки. Не так посуду помыла, не то кушать приготовила, не так тесто замесила", – рассказывает Фарида Абдулазиз кызы из Кыргызстана. Сейчас ей 30 лет. Замуж она вышла восемь лет назад и сразу переехала к родителям мужа.

"Жесткие слова и грубое отношение меня обижало. Но когда я приходила в родительский дом, то мой отец говорил: "Терпи! Ты теперь член этой семьи. Соглашайся с их правилами, от этого не убудешь…" – продолжает она.

"Келинка, как рабыня, второсортное существо. Женщины вынуждены это принимать. Такое отношение заложено в крови, и ничего не поменяется. Хоть 10-20 лет проживешь в этой семье, хоть троих детей родишь. Мне как келинке сначала было очень обидно, я злилась. Но со временем привыкаешь к своему месту, потому что до тебя доходит, что ты бессильна что-нибудь поменять", – говорит Фарида.

Через три года они с мужем начали жить отдельно от его родителей: "Сейчас все нормально, у нас трое детей, и мы стараемся встать на ноги. Лучше всего, если молодые живут отдельно".

"Стирала все, вплоть до трусов свекра"

Но даже если у молодоженов есть возможность жить отдельно, во многих семьях в Центральной Азии считается, что первое время они должны пожить в доме свекра и свекрови. Так произошло и с Наргизой 30 лет назад. Ее семья жила в Ташкенте. У ее родителей была возможность предоставить дочери отдельное жилье. Однако сразу после свадьбы на полгода ей пришлось переехать в дом к семье мужа в небольшой городок Узбекистана.

"Я обязана была ходить в длинных штанах и в косынке, хотя до этого я никогда так не ходила. Свекровь меня будила в пять утра. Я должна была готовить завтрак на всю семью. Как только провожала свекра на работу, начиналась уборка в доме, также нужно было подмести двор. Потом была стирка. Воды там не было, только в колодце. В ледяной воде руками стирала одежду всей семье, вплоть до трусов свекра", – вспоминает Наргиза.

На этом обязанности келин не заканчивались. "Потом начинала готовить обед, принимать гостей. Свекровь целыми днями сидела с соседями, а я должна была их обслуживать. Дальше начиналась готовка ужина. Пока всех накормлю, вымою посуду, то в свои комнаты я заползала в 12 часов ночи. И когда я заползала, то из еды уже ничего не оставалось. Приходилось довольствоваться тем, что муж мне приносил из комнат свекрови, – хлеб и варенье. Так и проходило время: только пахать, пахать и пахать", – продолжает она.

Раз в месяц свекровь позволяла Наргизе поехать в Ташкент к родителям, но вернуться она должна была в тот же день: "Дорога в одну сторону занимала до двух часов. И если я оставалась у родителей ночевать, то свекровь переставала со мной разговаривать и накручивала против меня мужа".

Через полгода Наргиза с мужем уехали жить в Ташкент, но и после этого ее обязанности как келин не закончились. "Каждую пятницу мы с мужем ехали к его родне. Свекровь абсолютно ничего не делала. Когда заходишь на кухню, то, помимо столов и подоконников, грязной посудой был заставлен весь пол. Тарелки уже не отмывались. Свекровь копила грязную посуду пять дней. И я эти два дня там пахала, как ишак. В воскресенье вечером я возвращалась домой и неделю отходила после этого. Дошло до того, что моя мама меня пожалела и начала ездила туда с нами. Мама хотя бы смотрела за моими маленькими двумя детьми, пока я там пахала".

"Невестка должна знать свое место"

"Мне 58 лет, и я до сегодняшнего дня кланяюсь родственникам мужа. В нашем регионе это обязательное правило с глубоким смыслом. А мне кланяются келинки. И это для меня закон жизни. Я от своих невесток требую кланяться. Иначе родственники не поймут, будут неприятные разговоры. Невестка должна знать свое место", – говорит Гулбарча Байдалиева из Кыргызстана. Она живет в одном доме с сыном и невесткой.

"Сыну 38 лет, келинке будет 30. Сын женился во второй раз спустя полтора года после развода. С самого начала я попыталась объяснить своей невестке, какой она должна быть в нашей семье. Ее самое большое преимущество в том, что она никогда не перечит. Но в бытовой жизни каждый день приходится делать замечания, чему-то учить", – продолжает она.

Гулбарча говорит, что не против того, чтобы невестка работала и была самостоятельной, однако лишь при условии, что "сможет совмещать работу с семейным очагом". "Она должна планировать свою работу так, чтобы никогда не задерживаться допоздна. Иначе это неуважение к родителям и мужу", – уверена Гулбарча.

Женщина вспоминает, как сама когда-то была келинкой: "Было тяжело, обижалась на свекровь, не понимала ее, но потом мирились. Моя кайнене была властной женщиной, не принимала инакомыслия. Сейчас про меня говорят, что я похожа на нее".




"Ко мне относились плохо, почему я должна быть справедливой?"

То, что свекровь становится агрессором по отношению к невестке, психолог Айгуль Ысыкеева объясняет именно насилием, которое она раньше пережила. "Есть понятие "родовой сценарий". Если когда-то женщина мирилась с насилием, то это сопровождает ее все жизнь, – говорит Ысыкеева. – У нее внутри копится много невыраженных эмоций и агрессии. Обычно наши келинки выражают свою злость молча, отворачиваясь, делая что-то назло. Ей стыдно просить помощи, ей внушили, что это позорно. Когда она сама становится кайнене, у нее возникают мысли: "Ко мне относились плохо, почему я теперь должна быть справедливой?" Это происходит из-за той агрессии, которая осталась невыраженной".

"Также есть понятие "эмоциональный интеллект", – продолжает психолог. – Это умение понимать себя, различать свои чувства и уметь сообщать о чувствах другим. К сожалению, в нашем обществе нет других институтов, кроме семьи, где этому можно научиться. Семейные и личные конфликты происходят из-за того, что мы не умеем отличать добро от злости, хорошее отношение от плохого. Кайнене не сочувствует келин, потому что она это не умеет делать. Поэтому повторяется модель отношений: мне так делали, теперь и я буду это повторять".

В свою очередь антрополог Алтын Капалова отмечает, что свекровь – далеко не единственный агрессор по отношению к невестке: "То, что свекровь часто оказывается основной узурпаторкой труда невестки, не говорит о каких-то качествах женщины. Это продиктовано тем, что у них одна территория труда, поэтому может показаться, что больше всего унижает келинку свекровь. Келинку унижают все: от маленьких детей, которые копируют поведение взрослых, до самых старших членов семьи".

Имена некоторых героинь изменены по их просьбе

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded